igor_akulich (igor_akulich) wrote in ru_remark,
igor_akulich
igor_akulich
ru_remark

Мой взгляд на книгу "Черный обелиск"

 Те, кто смотрели фильм Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот», должны помнить одну из сцен, в которой женщина по имени Черный обелиск вытягивает пятой точкой гвозди из столбов. Мало кто знает, что Кустурица позаимствовал этот образ у одного из персонажей Эриха Мария Ремарка: фрау Бекман, которая, благодаря своей способности вырывать из стены задом железные гвозди средней величины, помогала своему другу Карлу Брилю выигрывать пари и заработать хоть какие-то деньги в трудные послевоенные 1920-е годы в Германии.

«Черный обелиск» мне понравился с первых страниц, читал его увлеченно, вдумчиво, некоторые моменты требовали повторного обращения, и их приходилось перечитывать. Как всегда, особо приглянувшиеся цитаты взял себе на вооружение.

Книга повествует о так называемом «потерянном поколении», зажатом между двумя мировыми войнами, поколении, потерявшем себя после проигранной мировой войны, тоскующем по былому величию своей империи и в большей своей массе молчаливо позволившем Гитлеру прийти к власти. По мнению автора, целью поколения двадцатых является «бесстыдная погоня за собственностью» и деньгами, жажда к которым, порожденная нуждой и желанием вернуть себе былую роскошь довоенной жизни, возводит их в ранг сакрального («Деньги – иллюзия; каждый это знает, но многие до сих пор не могут в это поверить»). Но гиперинфляция, не позволяющая накапливать сбережения, заставляет людей моментально их тратить, тем самым, порождая с новой силой пьянство, разгул и разврат, - единственно верное капиталовложение для поколения, желающего забыться. Нравственные и этические принципы отбрасываются, потому что они «приводят только к банкротству», а «терпимость звучит как слово на незнакомом языке». Жизнь заставляет людей становиться жесткими, решительными и грубыми. С поставленной перед собой задачей показать как, чем и ради чего живет «потерянное поколение» автор, бесспорно, справился великолепно.

Главный герой Людвиг (прототип самого Ремарка) один из тех людей, которые видят пропасть, в которую катится немецкое общество, и до глубины души переживают за его судьбу. В сердцах он не готов мириться с действительным положением вещей, но он одинок, он в меньшинстве и ищет убежища. Таким убежищем для него служит больница для душевнобольных, в часовню которой Людвиг ходит играть на органе, где ведет за трапезой нескончаемый спор с викарием Бодендиком о Боге и о церкви (их интереснейшая дискуссия заслуживает более подробного анализа), проводит время в обществе больной шизофренией девушки Изабеллы, для которой он то Рольф, то Рудольф. Там он находит успокоение от будничной суеты, там он влюбляется, но эта любовь, как и вся книга Ремарка, оказывается трагичной.

Ремарк не может закрывать глаза на зарождение фашизма в немецком обществе (эта тема одна из ключевых в книге), его появление он видит в экономическом кризисе, классовом расслоении, нищете одних и богатстве других, неудачном исходе войны и возникшей патриотической истерии по канувшей в небытие кайзеровской Германии. Его пугает «та меднолобая масса, которую можно вновь и вновь гнать на войну: ничто их не в состоянии вразумить, они родились «руки по швам» и гордятся, что так и умрут».

Чему учит нас эта книга, по праву ставшая классикой литературы ХХ века? Наверно, тому же, чему и остальные произведения Ремарка: быть чуткими друг к другу, добрыми, не терять в себе человеческое несмотря ни на что, любить свободу, быть справедливым, ненавидеть фашизм в любых его проявлениях от улиц и до правительственных трибун, презирать капитализм – и все это для того, чтобы жить по-настоящему, быть Человеком. А, главное, просит автор «Черного обелиска», это научиться слышать голос своего поколения для того, чтобы услышать голос своей эпохи.
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment